К концу XIX века военное духовенство имело жесткую иерархию: протопресвитер — главные священники округов — главные священники армий — дивизионные, бригадные, гарнизонные благочинные — полковые, госпитальные и тюремные священники. Каждый церковный чин соответствовал воинскому званию. Например, настоятели военных соборов и храмов, дивизионные благочинные приравнивались к подполковнику русской армии, священники — к капитану, штатные и нештатные дьяконы — к поручику. В соответствии с этим выплачивалось и жалованье из казны Военного ведомства. Солдаты были обязаны отдавать им честь и обращаться «Ваше благородие».
Церковно-армейский союз был разрушен в октябре 1917 г. В следующий раз о религии вспомнили в разгар Великой Отечественной, когда советская власть изыскивала идеологические ресурсы для продолжения войны. Образ православного воинства, надо полагать, укреплял веру советского народа в освободительный, мученический характер войны, которая с первых дней была признана «священной». Однако вплоть до 1990-х гг. усилиями Главного политического управления СА и ВМФ религия и армия не пересекались. С распадом СССР между церковью и армией рухнули идеологические барьеры, и в воинских частях, заставах, кораблях, отрядах стали появляться первые священнослужители. Их служение было основано на личной инициативе и, по сути, являлось подвижничеством.